?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"хаш гроесси тюехли?"

Внезапно. Я стала понимать швейцарский немецкий. Три дня была с семьей Этьена в горах на лыжах и, представляете, все время думала, что они ради меня на хохдойче говорят. И вдруг Этьен меня спросил: "А ну-ка, переведи то, что Марта сказала." - Тю, говорю, так-то и так-то, а че тут такого. - "Ну я думал, ты нифига не понимаешь, а ты, оказывается, вот оно как." Вобщем, я думала, что швайцеры на хохдойче со мной, а это, оказывается, свитцердютчь такой. Я уже и не замечаю ни диалектов, ни акцентов. Странно, а. Еще полгода назад при разговоре с швейцарцами я делала круглые глаза и краснела от непонимания. А тут вдруг так быстро и без усилий. Ну потому что на границе живу, и тут так говорят многие, неудивительно.

Ну опять же я понимаю восточно-швейцарский: кантоны Тургау и Санкт-Галлен, те что возле меня. А уже в Цюрихе и Берне и тем более в Валлисе по-другому говорят. То, что в нашем каждодневном словарном запасе: ШАффе - работать, и го поште - я иду за покупками,  люеге мол - посмотри, ду фрегш - спрашиваешь и т.д. Из южнонемецкого: Кэзе - лабиринт, трудности, кэзе гегессен - с трудностями разобрался; вуршт - пофиг.

Забавно: для швейцарца это нормально каждое слово уменьшать, типа нашего: котик, мисочка, шоколадочка, комнаточка.... Типичная фраза: "хаш гроесси тюехли?" - "У тебя есть большая тряпочка?" в порядке вещей. У швейцарцев даже соус - не соус, а соусик.

Не понимаю, как некоторый народ жivет в Швейцарии годами и не знает язык. Тут реально изучить его, просто слушая окружающих. Даже слова не надо спрашивать - иногда по контексту, иногда правила, определенный запас сам собой ложится.

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
fuerzabruta
Mar. 20th, 2015 11:18 am (UTC)
Ой, Настя...... Не трави душу... Тут бы хоть хохдойч вымучать до приличного уровня!.....
fuerzabruta
Mar. 20th, 2015 11:20 am (UTC)
А я думала, что родители его живут в Тичино и соответственно говорят по-итальянски только...
loyal_fr
Mar. 21st, 2015 03:07 pm (UTC)
неее, у моего зайки мама из Санкт-Галлена, посему дома в семье все по-швитцердютчу щебечат
( 3 comments — Leave a comment )